1-10 августа 2010 г. состоялась II Летняя школа по изучению античности (ЛША). Как и годом раньше, она прошла в селе Рождество Фировского района Тверской области под эгидой Русского фонда содействия образованию и науке (президент Михаил Викторович Поваляев) и по инициативе Российской Ассоциации школьных преподавателей древних языков. Участниками второй ЛША стали 32 школьника из Санкт-Петербурга, Москвы и Вологды; это или призеры олимпиады по латинскому языку и античной культуре, или ученики, рекомендованные учителями за особые успехи в изучении латинского языка. Директор ЛША — Наталия Евгеньевна Самохвалова.
Регламент школы остался прежним: ежедневно участники посещали 3 лекции (обязательные часовые занятия) и 2 семинара (занятия по выбору из 2 или 3 вариантов), а также участвовали в многочисленных и разнообразных играх и конкурсах. Ниже приведена программа II ЛША по дням, а также список игр и конкурсов (их авторы, организаторы и члены жюри указаны в скобках после названия).
1.08
Приезд
2.08
Открытие школы: речь президента Русского фонда содействия образованию и науке М. В. Поваляева
ЛЕКЦИИ (обязательные занятия):
В. В. Зельченко (к. ф. н., доц. кафедры классической филологии СПбГУ). Ричард Бентли и рождение филологии
Е. Л. Ермолаева (к. ф. н., доц. кафедры классической филологии СПбГУ). Гомер, ч. 1: Имя и образ
СЕМИНАРЫ (занятия по выбору):
Е. Л. Ермолаева. Знакомство с греческим языком, ч. 1
В. В. Зельченко. Античная мнемоническая техника (Rhet. ad Herenn. III, 30–34), ч. 1
В. В. Файер (к. ф. н., ст. преп. кафедры древних языков Института лингвистики РГГУ, Москва). Катулл о Цицероне (carm. 49)
Е. Л. Ермолаева. Два анекдота о греческих филологах (Vitruv. VII, praef. 7–9), ч. 1
В. В. Файер. «Carmina Burana», ч. 1
3.08
ЛЕКЦИИ:
Е. Л. Ермолаева. Гомер, ч. 2: история текста
В. В. Зельченко. Для чего и как изучать частную жизнь древних?
С. Э. Андреева (СПб. классическая гимназия). Греческие города Северного Причерноморья, ч. 1
СЕМИНАРЫ:
Е. Л. Ермолаева. Знакомство с греческим языком, ч. 2
В. В. Зельченко. Античная мнемоническая техника (Rhet. ad Herenn. III, 30–34), ч. 2
В. В. Файер. «Famina Hisperica», ч. 1
Е. Л. Ермолаева. Два анекдота о греческих филологах (Vitruv. VII, praef. 7–9), ч. 2
В. В. Файер. «Carmina Burana», ч. 2
4.08
ЛЕКЦИИ:
М. М. Позднев (к. ф. н., доц. кафедры культурологии философского факультета СПбГУ). Римская религия
А. Ю. Енбекова (СПб. классическая гимназия). Откуда берутся фрагменты?
С. Э. Андреева. Греческие города Северного Причерноморья, ч. 2
СЕМИНАРЫ:
С. Э. Андреева. Знакомство с греческим языком, ч. 3
Е. В. Шевцова (СПб. классическая гимназия). Архаическая латынь, ч. 1
А. Ю. Енбекова. Оды Горация, ч. 1 (III, 21)
М. М. Позднев. Римское птицегадание.
В. В. Зельченко. Римские prodigia (Iul. Obsequent. 14; 43)
5.08
ЛЕКЦИИ:
Д. В. Панченко (к. ист. н., Bibliotheca classica Petropolitana). Атлантида, Платон и археология
М. М. Позднев. Представления древних греков о душе и загробной жизни
Д. В. Панченко. Открытие шарообразности Земли древними греками
Е. Ю. Басаргина (д. ист. н., ст. науч. сотр. СПб. филиала Института истории естествознания и техники РАН). Древние языки в русской школе, ч. 1
Н. Е. Самохвалова (мл. науч. сотр. Института всеобщей истории РАН, Москва). Рождение фантастики из духа географии
СЕМИНАРЫ:
В. В. Зельченко. «Элегия к библиотеке» Стефана Яворского, ч. 1
В. В. Файер. «Famina Hisperica», ч. 2
М. А. Филиппенко (гимназия № 1567, Москва). Deutsch nach Latein, или Как латынь помогает в немецком
В. В. Файер. Папирологический практикум, ч. 3: итоги и разоблачения 7.08 («Римский день»)
ЛЕКЦИИ:
А. В. Подосинов (д. ист. н., проф., зав. кафедрой древних языков исторического факультета МГУ). Человек в пространстве: Ориентация по странам света в древних культурах
Б. Л. Фонкич (д. ист. н., проф., ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, Москва). Греческая палеография
А. В. Подосинов. История алфавита от финикийцев до современности
8.08
ЛЕКЦИИ:
С. А. Иванов (д. ист. н., проф., ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН, Москва). Латынь в Византии
С. А. Иванов. Византиноведение: Области научного прорыва
С. Д. Клейнер (мл. науч. сотр. Института лингвистических исследований РАН, Санкт-Петербург). Латынь в индоевропейском контексте, ч. 1
СЕМИНАРЫ:
В. В. Зельченко. «Элегия к библиотеке» Стефана Яворского, ч. 2
С. Э. Андреева. «Сарматская зима» Овидия (Trist. III, 10)
Н. Е. Самохвалова. Стихотворение Сапфо «Phainetai moi kenos…» (fr. 31 Voigt) и его переводы, ч. 1
С. Д. Клейнер. Узнаём латинские слова в индоевропейском тексте, ч. 1
9.08
ЛЕКЦИИ:
С. Д. Клейнер. Латынь в индоевропейском контексте, ч. 2
В. В. Файер. «Каталог кораблей» в «Илиаде»
Е. Ю. Басаргина. Древние языки в русской школе, ч. 2
СЕМИНАРЫ:
Н. Е. Самохвалова. Стихотворение Сапфо «Phainetai moi kenos…» (fr. 31 Voigt) и его переводы, ч. 2
С. Д. Клейнер. Узнаём латинские слова в индоевропейском тексте, ч. 2
Повтор семинаров по заявкам
10.08
Закрытие школы: латинская речь координатора Всероссийской ассоциации школьных преподавателей древних языков В. В. Зельченко, вручение дипломов. Отъезд
ИГРЫ, КОНКУРСЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ:
- римский день: представление костюмов и воплощение образов древних римлян;
- командная игра «Itinerarium» (автор идеи Д. В. Савостьянов, авторы и организаторы – Н. Е. Самохвалова, Л. Е. Самохвалова, М. А. Филиппенко, А. В. Журбина, А. В. Белоусова, М. Ю. Ермолаева, Ю. А. Пеков);
- игра «Nomina» (авторы — А. В. Журбина и В. В. Файер, организаторы те же);
- большая командная игра «Диадохи» (автор идеи Д. В. Савостьянов, автор Н. Е. Самохвалова, организаторы и ассистенты А. В. Белоусова, М. Ю. Ермолаева, А. В. Журбина, С. Д. Клейнер, А. О. Новикова, Ю. А. Пеков, Л. Е. Самохвалова, В. В. Файер, М. А. Филиппенко);
- игра по станциям «Dies Romanus» (Н. Е. Самохвалова, А. В. Белоусова, М. Ю. Ермолаева, А. В. Журбина, А. О. Новикова, Ю. А. Пеков, Л. Е. Самохвалова, В. В. Файер, М. А. Филиппенко);
- составление, изготовление и интенсивное использование настольных игр по античной мифологии: «Подвиги Геракла», «11 героев», «Divina tragoedia» (автор идеи —Н. Е. Самохвалова, авторы игр — участники ЛША);
- постановка спектаклей «Colloquia familiaria» по диалогам Эразма Роттердамского (реж. В. В. Зельченко) и «Шапочка» – пародийная версия «Красной шапочки» в духе римской комедии (реж. Н. Е. Самохвалова);
- конкурс по изготовлению рукописных копий латинского текста на папирусе (В. В. Файер, ассистенты – А. В. Белоусова, А. В. Журбина, В. В. Зельченко, А. О. Новикова, Ю. А. Пеков, Е. В. Шевцова);
- командная литературная игра «Травести» (авторы заданий к. ф. н. Б. Л. Иомдин и к. ф. н. О. Ю. Шеманаева, ведущий В. В. Файер);
- чемпионат по игре в «шляпу» (В. В. Файер);
- дискуссия о фильме «Триста спартанцев» (М. А. Филиппенко);
- практикум по облачению в тогу (В. В. Файер, модель – Ю. А. Пеков);
- литературный конкурс «Бескрылки» (организатор В. В. Файер);
- мнемонический конкурс (В. В. Зельченко);
- поэтический конкурс «Восходственные речения» (В. В. Файер);
- капоэйра – бразильское боевое искусство с элементами танца, пения и акробатики (М. А. Филиппенко);
- уроки греческих танцев (М. А. Филиппенко);
- чемпионат по пинг-понгу (организатор Георгий Калашнов);
- футбол, волейбол, фрисби и другие спортивные игры;
- пение под гитару (С. Д. Клейнер, А. В. Белоусова, Даша Кондакова, Ира Козлова, Маша Балтайс и все-все-все)