IX Всероссийская неофициальная олимпиада школьников
по латинскому языку и античной культуре
Санкт-Петербург, 15–16 апреля 2006 г.
События Люди Статьи Форум Разное Ссылки О сайте

Латинские олимпиады

Отчет о состоявшейся Олимпиаде-2006 >>>     Олимпиадные задания >>>


Девиз олимпиады: ANTIQUAM EXQUIRITE MATREM (Verg. Aen. III, 96)

I. Общие положения

Олимпиада 2006 г. продолжает традицию школьных состязаний, которые ежегодно проводятся в Москве (1998–2001, 2003–2005 гг.; эти олимпиады носят название Московских открытых) или Санкт-Петербурге (2002 г.). В этом году олимпиада проходит под эгидой Фонда поддержки классического образования “Анабасис” и Санкт-Петербургской классической гимназии № 610.
В оргкомитет олимпиады-2006 входят: Ботвинник Наталья Марковна (доцент кафедры классической филологии СПбГУ), Бударагина Ольга Владимировна (старший преподаватель кафедры классической филологии СПбГУ), Бурячко Сергей Владимирович (директор СПб. классической гимназии), Зельченко Всеволод Владимирович, Новожилова Екатерина Сергеевна (преподаватели СПб. классической гимназии), Шабурина Татьяна Владимировна (старший преподаватель кафедры латинского языка СПб. медицинского университета им. И. П. Павлова), Юзбашян Елена Кареновна (директор фонда поддержки классического образования “Анабасис”). Для проверки олимпиадных работ будут привлечены преподаватели и аспиранты кафедры классической филологии СПбГУ.
Олимпиада состоится в субботу 15 апреля 2006 г. в 15 часов в помещении Санкт-Петербургской классической гимназии № 610 (СПб., ул. Красного курсанта д. 6/9; станция метро “Спортивная”). Олимпиадные задания рассчитаны на 3 часа. Для обеспечения анонимности участникам будут присвоены квалификационные номера. Подведение итогов и вручение наград пройдут на следующий день, в воскресенье 16 апреля, в 17 часов по тому же адресу. В первой половине дня 16 апреля для иногородних участников предусмотрены экскурсия в античный отдел Эрмитажа и прогулка по историческому центру Петербурга.
Мы будем рады видеть на олимпиаде представителей всех российских школ, где изучается латинский язык. К сожалению, бюджет олимпиады не позволяет организаторам оплатить дорогу и проживание иногородних участников. Оргкомитет готов предоставить официальные приглашения и любые документы, которые могли бы помочь ученикам из других городов получить от местных органов образования, муниципальных властей или спонсоров средства для поездки в Петербург. У нас есть договоренность о 50 местах в общежитии Санкт-Петербургского университета (стоимость – 400 руб. в сутки); возможны и другие варианты размещения школьников. В день олимпиады участники будут обеспечены обедом в гимназической столовой.
Просим все школы, которые хотели бы принять участие в олимпиаде, в срок до 10 марта 2006 г. подать заявку с указанием состава делегации (общее количество, клас¬сы, уровень олимпиады; по возможности – фами¬лии и имена), фамилий сопровождающих преподавателей, времени предполагаемого приезда и отъезда (всех гостей мы готовы встретить и проводить), предложений относительно размещения в СПб. и координат для связи. Мы будем благодарны иногородним участникам, если они свяжутся с нами при первой возможности: чтобы разместить всех желающих, мы нуждаемся в информации, пусть даже неполной и предвари¬тельной. Заявки лучше всего направлять по электронной почте (vzelchenko@rambler.ru и biclas@bicl.spb.ru) или по адресу: 197198, Санкт-Петербург, ул. Красного курсанта д.6/9, Санкт-Петербургская классическая гимназия № 610.


II. Содержание заданий

Участники олимпиады распределяются по 4 уровням; на первом уровне итоги будут подводиться отдельно для учеников 6–7 и 8–11 классов. По традиции программа каждого уровня предполагает перевод латинского текста (одного или двух) со словарем, выполнение ряда грамматических заданий и вопрос по античной культуре. На старших уровнях будут предложены также небольшие задания историко-лингвистического характера, требующие от учеников не столько специальных знаний в этой области, сколько сообразительности. Кроме того, в программу 2–4 уровня будет включено одно лексическое задание, выполняемое без словаря.
Конкурсантам необходимо иметь при себе латинско-русский словарь (лучше всего О. Петрученко). Перевод с русского на латынь не предусмотрен; в нескольких случаях от учеников требуется самостоятельно составить одну-две простые фразы, которые не предполагают использования русско-латинского словаря.
По итогам олимпиады на каждом уровне будут присуждены три премии. Все конкурсанты получат дипломы участников олимпиады.

III. Распределение грамматического материала по уровням

1 уровень. Морфология: спряжение правильных глаголов в настоящем времени индикатива обоих залогов. Спряжение глагола esse и производных от него в настоящем времени. Императив настоящего времени активного залога. Существительные и прилагательные I и II склонений. Местоименные прилагательные. Личные, притяжательные и возвратное местоимения.
Синтаксис: пассивная конструкция. Функции падежей: genetivus possessivus, partitivus, generis, qualitatis; dativus possessivus, commodi/incommodi; ablativus auctoris, instrumenti, causae, modi, separationis, loci, temporis, qualitatis.

2 уровень. К грамматике первого уровня добавляются:
Морфология: имперфект, перфект, плюсквамперфект, будущее I и II обоих залогов. III склонение существительных и прилагательных, IV и V склонения. Образование и склонение причастий настоящего, прошедшего и будущего времени. Система инфинити¬вов. Количественные и порядковые числительные. Образование наречий. Степени сравнения прилагательных и наречий. Склонение местоимений ille, hic, ipse, iste, is, idem, quis и qui.
Синтаксис: сравнительная конструкция. Предикативные определения и приложения; accusativus и nominativus duplex. Accusativus и nominativus cum infinitivo; ablativus absolutus и participium coniunctum. Придаточные предложения с индикативом. Система функций латинских падежей.

3 уровень. К грамматике предыдущих уровней добавляются:
Морфология: спряжение правильных глаголов во всех временах конъюнктива. Образова¬ние герундия и герундива. Супины. Отложительные и полуотложитель¬ные глаголы. Неправильные глаголы volo, nolo, malo, eo, fero во всех временах.
Синтаксис: употребление конъюнктива в независимых и придаточных предложениях. Активное и пассивное описательное спряжение. Герундивная конструкция и конструкция с герундием. Косвенная речь.
Метрика: структура гекзаметра и элегического дистиха.

4 уровень. Четвертый уровень фактически не содержит нового грамматического материала, но подразумевает знакомство с неадаптированными латинскими текстами – как прозаическими (уровень сложности – Тит Ливий и Сенека), так и поэтическими. Кроме того, на этом уровне от конкурсантов требуется знание основных закономер¬ностей латинского слово¬образо¬вания, просодии и метрики.

Примерные образцы олимпиадных заданий, которые можно использовать для “отборочных” школьных туров, приводятся здесь. Мы будем благодарны за любые предложения, советы и замечания.

Контактные телефоны в Санкт-Петербурге: 235-78-02 (СПб. классическая гимназия), 235-65-54 (СПб. античный кабинет, после 16-00), 773-35-85 (В. В. Зельченко, после 21-00).
E-mail: vzelchenko@rambler.ru, biclas@bicl.spb.ru.
Информационная поддержка: librarius.narod.ru, www.610.ru.






Сайт создан в системе uCoz