События | Люди | Статьи | Форум | Разное | Ссылки | О сайте |
- Здравствуйте, многоуважаемый preved!
- Здравствуйте, дорогой librarius!
- Прошел год с тех пор, как мы с Вами говорили о начале жж-проекта, или, как Вы его еще назвали, блог-учебника anti4ka2007. Прежде всего поздравляю с тем, что этот проект процветает!
- Во всяком случае, и в этом году им пользуется какая-то часть студентов... Да и со стороны люди заглядывают. Из них несколько человек — думаю десятка два — пользуются...
- Два десятка — это какая часть курса?
- Примерно одна десятая.
Они пользуются анти4кой2007 с целью, ради которой та и была задумана: читая, обычно – впервые, древних авторов в русском переводе, они оставляют здесь свои заметки, помещают домашние задания, иногда спорят...
- В том числе, как я видел, записывают, что они запомнили из лекций, в пяти предложениях. Ясно, что при таком лаконизме иногда получаются довольно странные вещи. Объясните, пожалуйста, почему этих предложений всего пять?
- Постараюсь. Начну с того, что школы у нас очень разные, но общее ожидание первокурсников в 90 случаях из ста такое: сейчас нам начнут рассказывать, что мы должны знать, думать и говорить о предмете. Полумерами эту установку не разрушить. Поэтому я сразу сказал студентам: у вас будет не одна картина античного мира, которую сейчас вот начнут пересаживать в ваши головы, а несколько – и разных: по учебнику, по тому, что вы сами прочитаете...
- Вы уверены, что они читают? И потом – все ли разобрались с этим замыслом?
- Очень многие читают. А с замыслом разобрались не все. И опыта аудирования незнакомого материала у них очень мало. В кратчайшем изложении будет, конечно, и эффект испорченного телефона, да и вообще, даже самый глубокомысленный доклад можно представить как набор банальностей. Мне важно было добиться хотя бы от части аудитории освоения навыков слушания незнакомого материала с последующей упаковкой его в сжатую словесную форму. Разумеется, не для сдачи экзамена, а для того, чтобы нам же самим было интереснее потом с этими студентами работать.
- Эх, жалко, что со мной в свое время никто так не работал... А студенты откликнулись?
- Да, некоторые – с огромным рвением. Они поняли, что моя задача – сопровождать этот процесс, называя и обрисовывая темы, которые традиционно либо начисто отсутствуют в учебной литературе, либо представлены там совсем слабо.
- Например?
- В моих лекциях традиционное для всех советских учебников литературы место разговоров о формациях, о рабовладельческом строе или сменявшем его "более прогрессивном" феодализме, заняла тема пола, тела, страстей, сексуальности в античности. Подготовленными к восприятию оказались далеко не все, а скорее, и просто немногие.
- Это я помню и по прошлому году. Тема однополых отношений в античности шокировала многих. Стоит ли вообще обсуждать такие щекотливые темы?
- Как раз опыт прошлого года говорит, что стоит. Тут случилась довольно смешная история, как раз с одним из первокурсников прошлого, 2007 года. Википедировавший несколько лет назад Вашего покорного слугу российско-немецкий коллега пожаловался, что некий пользователь по имени Александр Березин внес в его заметку такой текст, что, мол, лекции мои непрофессиональны, что вместо разбора произведений античной литературы я рассказываю исключительно о героях с нетрадиционной сексуальной ориентацией, как Ахилл и Патрокл... Запись была удалена, поскольку не соответствовала жанру биографической справки, но я жалею, что студент не вынес вопрос на обсуждение в сообщество, членом которого состоит.
- Ну, на приглашение к критике студенты откликаются без энтузиазма: все-таки, думают, мне ему экзамен сдавать...
- Да наоборот: преподаватель, с которым студент вступил в содержательную дискуссию, потом, на экзамене, скорее, повысит такому оценку при прочих равных условиях, и не за храбрость или во избежание обвинений в мстительности, а потому что критикующий, как правило, интереснее.
- Но критика критике рознь, и не мне Вам рассказывать, из какого прозрачного материала сделана сеть...
- Да, заодно с бедным гомофобом Березиным оставила следы в той же статье и некая первокурсница, видимо, не знавшая, ни что такое IP, ни что такое история редактирования вики-статей.
- А она что написала?
- Ее жалобы были как раз очень разумны, хотя и оформлены опять-таки в виде "доноса общественному мнению": "Кроме того, значительная часть почти каждой лекции посвящена повторению одинакового рассказа о "Дневнике чтения", который должны вести студенты-первокурсники, что ещё больше сокращает информативность лекционного курса..."
- А не тошно работать в такой атмосфере?
- Так атмосфера-то совсем другая, как правило, в высшей степени доброжелательная. И как еще узнаешь, что думают о тебе разные студенты, твоей работой как раз не довольные?! Или измеряющие тебя по привычной для себя шкале: заговорил о приапеях — "озабоченный", о бисексуальности Зевса — "голубой".
- Да, про меня тоже на сайте Сачок.ру написали, что, мол, «препод ничего, да только озабоченный». До сих пор недоумеваю, что это я такое им рассказал... Но вернемся к сообществу. Итак, студенты читают список литературы, изучают рекомендованные статьи и учебники, и все это — вдополнение к лекциям, которые тренируют как бы другой участок сознания?
- Да, это тренировка разных режимов работы – самостоятельного чтения текстов, систематического контрольного чтения учебника и прослушивания лекции, которая под совершенно другим углом зрения вводит в тот же материал. Это не чтение дополняет лекции, а лекция дополняет чтение.
- За год у вас там появилось множество не вполне стандартных рубрик – "Рим в России", скажем, да и список имен в указателе включает далеко не только античных авторов. Очень много русских поэтов.
- Это извлечение уроков из неудач прошлого года, когда я просил первокурсников поискать, кто переводил, например, Гомера или Вергилия на изучаемые языки.
- Но там как раз были удачные работы...
- А сейчас их еще больше: в бумажном виде мне каждую неделю сдают небольшую стопку домашних работ. На первый взгляд они проще, но на самом деле требуют совершенно новых усилий. И потом, главное для учебного процесса, что читают весь семестр регулярно, приобретают настоящие, а не липовые — к экзамену, и только, — навыки чтения и самостоятельного разбора.
- А правильно ли я Вас понял, чем больше активность в ЖЖ, тем больше она и в реале?
- Да, такая своеобразная конкуренция получается.
- И поэтому Вы настаиваете на сверхкоротких ответных текстах?
- Конечно, мне же приходится все их читать! Ассистентов у нас нет: хорошо еще, наша добрейшая лаборантка Анна Леонидовна помогает мне сортировать работы по группам, а то бы совсем пропал!
- В этом году главное окно в античность для Ваших студентов – русская поэзия?
- Пожалуй: ведь под этим углом зрения только самые знающие и подготовленные читали Пушкина или Тютчева, Ходасевича или Заболоцкого.
- А какими изданиями больше всего пользуются Ваши студенты – сетевыми или все-таки традиционными?
- Статистики мне пока собрать не удалось, но читающих, в рабочем порядке, делю на экранистов, друкарей и книжников. Друкари интересней всего: они распечатывают тексты и расписывают их по полям вопросами, мыслями, рисунками. Все-таки нельзя забывать, что большинство первокурсников – это еще подростки. Да, они быстро повзрослеют, но хочется дать им немного времени на осознанное первочтение.
- И последние два вопроса, Гасан Чингизович, а собственно жэжэшными ресурсами какими-нибудь Вы пользуетесь? Это вопрос к Вам не как к античнику, а как к практикующему исследователю блогосферы.
- Да, вот, например, для лекции о Катулле я воспользовался микроантологиями, которые составили в своих блогах замечательные переводчики Шломо Крол и Рахиль Торпусман, новыми переводами Григория Дашевского (в комментах запрятанными), с подборкой Алексея Цветкова из "Журнального зала". Кому-то довольно и Катулла С.В.Шервинского, выпущенного М.Л.Гаспаровым в "Литпамятниках" в 1986 году, но за это время появилось новое поколение и переводчиков, и читателей. Блоги дают потрясающую возможность увидеть это новое поле разом, непосредственно увидеть, как работает переводчик. Пусть пока к этому приобщаются и немногие,..
- ...но дорога открыта каждому...
- желающему...
- Да, желающему. И последний вопрос. Могут ли к Вашему сообществу присоединяться студенты других учебных заведений, которым читают тот же курс?
- Конечно, некоторые это и делают. Хотя самым интересным и важным для меня оказалось личное знакомство с несколькими студентами и студентками, которых я никогда бы не узнал. Моя дочь уже старше их на десять лет!
- Получается линза, и вы с двух сторон друг друга разглядываете. Не слишком ли пристально?
- Да, иногда слишком, а то, что не всё нам друг в друге нравится, как раз второстепенно.
- Спасибо Вам, многоуважаемый preved!
- Вам спасибо, дорогой librarius!