Preved, anti4ka!
Курс античной литературы на филфаке МГУ в исполнении Гасана Чингизовича Гусейнова
Первокурсники филологического факультета МГУ вновь болеют Античной литературой. Еще живы воспоминания о незабываемых лекциях Андрея Александровича Россиуса (см. «Лисенок, я тебя люблю!»), а кафедра классической филологии вновь стала для юношества источником ярких впечатлений. Доктор филологических наук Гасан Чингизович Гусейнов, известный литературовед, культуролог и политолог, воплощает непривычный подход к преподаванию «антички» всему потоку первокурсников филологического факультета МГУ 2007 года.
Всякий, кто хорошо знаком с интернетом, будет удивлен, впервые узнав, что именно Г.Ч.Гусейнову удалось зарегистрироваться в Живом журнале под именем preved. Для остальных поясню, что это свидетельствует о прекрасном знании сетевой среды и мгновенной реакции на ее изменения (не сомневаюсь, что час-другой спустя немало «юзеров» безуспешно пытались сделать тоже самое; филологам, возможно, будет интересно узнать, что наш собеседник – автор термина «эрратив» - нарочито неправильного написания слова, встречавшегося, конечно, и ранее, но ставшего одной из ключевых особенностей речевого поведения только с появлением медиума Интернет). Как бы то ни было, опыт применения сетевых ресурсов Гасан Чингизович активно использует сейчас в МГУ. Коротко говоря, в его системе можно выделить следующие особенности:
1. Активное использование Живого журнала как площадки для взаимодействия между студентами и преподавателем (сообщество anti4ka2007),
2. Предоставление списка литературы с гиперссылками, чтобы к экзамену можно было готовиться почти без библиотеки,
3. Два варианта списка: короткий на «три»-«четыре» и длинный на «четыре»-«пять»,
4. Дневник чтения, который требуется вести студентам.
5. Размещение конспектов лекций или дополнительных материалов к ним.
6. «Раздача» и «сбор» домашних заданий через сообщество.
Все эти особенности в комплексе они создают совершенно иной, непривычный подход к преподаванию античной литературы. Подробнее об этом мы решили разузнать об этом у автора курса.
- Гасан Чингизович, почему среди различных форматов общения в интернете Вы выбрали именно площадку ЖЖ? Вот, Андрей Александрович Россиус в прошлом году основал форум SEPTIMONTIUM как раз для общения со студентами – этот опыт показался Вам не таким уж перспективным?
- Начну с поправки: как ни приятно слушать похвалы, но истина состоит в том, что первыми на языковые перемены отзываются не филологи, а поэты. И ник «превед» зарегистрировал поэт Герман Лукомников, ранее выступавший под псевдонимом Бонифаций, а вот тендер на обслуживание журнала я выиграл в открытом конкурсе, в жюри коего входил, впрочем, один человек. Что же до вопроса о форуме «Семихолмье», то он мне очень нравится, но для поставленных целей не годился. Заведующий кафедрой классической филологии МГУ Алексей Иванович Солопов (кстати говоря, имеющий собственный блог в ЖЖ) по-моему, даже доволен тем, что Septimontium останется вотчиной классиков, и всячески поддержал идею открытия для всего потока первокурсников филологического факультета самостоятельного сообщества, чему я очень рад.
- Чтобы специализированный форум профессиональных филологов не отпугнул большинство первокурсников?
- Ну, первокурсники (по крайней мере, большинство) пока еще не филологи, и моя задача не ученость изображать, а предоставить этому большинству подручный материал для первичной ориентации в пока еще туманном для них предмете. Когда я получил лестное для меня предложение, а это было летом, мне захотелось узнать, что студенты прошлых лет в своих блогах пишут о «подготовке к экзамену». Оказалось, что таковая состояла в зазубривании сокращенных формул из учебников и нескольких десятков имен. Собственно до литературы дело иной раз вовсе вовсе не доходит. Разумеется, речь идет не о меньшинстве способных и старательных, которые с самого начала знают, зачем они поступили в университет. Со стороны классиков я поначалу почувствовал, скорее, снисходительную иронию. Но вся штука в том, что именно курс античной литературы для большинства филологов других специальностей – развилка: по одной дорожке пойдет прочитавшее Гомера меньшинство, а по другой - «филологи без Гомера». Мне хотелось, чтобы таких лжефилологов было поменьше.
- А не слишком ли открытая площадка сообщество в ЖЖ?
- Да нет, никто не жалуется: есть материалы «под замком» (конспекты лекций, дневники чтения), а есть и открытые для всех желающих. Записались, насколько я знаю, и студенты других вузов, и некоторые молодые коллеги, которым я очень признателен за это!
- Филологу так или иначе приходится пользоваться библиотекой. Не вредно ли приучать студентов готовиться по невычитанным интернетским текстам с опечатками?
- Очень хороший вопрос! Человек, приученный пользоваться традиционной библиотекой, найдет в интернете полезное подспорье, новый инструмент. Человек, привыкший видеть в сети только площадку для развлечений, обнаружит, что здесь он найдет и то, что помогает ему в учении. Сетевые издания не альтернатива библиотечной книге, а лишь другая форма ее существования. Да, опечатки это новая проблема, но ведь касается она не только сетевых публикаций, но и обычных. Кажется, и Вы в только что вышедшем учебнике латинского языка, и я в книжке, вышедшей два года назад в издательстве ОГИ, стали, так сказать, жертвами феерических опечаток. Вместе с тем, для преподавателя иногда именно опечатки оказываются подспорьем. Например, при сканировании имени Полидамас (Полидамант) для одной из сетевых публикаций машина ошиблась и выдала Гголидамаса, но сделала она это только один раз. Когда это имя появляется в студенческой работе, ясно, что имел место известный «творческий метод» слепого копирования («копипейста»). Электронный абсурд становится нашим общим помощником: одним он помогает научиться переспрашивать, другим – лучше видеть свою аудиторию.
- Как возникла идея разделить список для «хорошистов» и для «отличников»?
- Студенты имеют право на приоритеты, мне хотелось показать, что ключевой критерий – знание текстов. И на первых порах тот, кто больше прочитал, заслуживает лучшей оценки.
- Ну, хорошо, студенты ведут блоги, преподаватель их читает, но ведь это страшно трудоемко. Сколько у Вас на это времени уходит? Или Вы нарочно спрессовываете время, потому что Ваша московская профессура – это только несколько месяцев в году?
- Да, время это – самый дефицитный ресурс. И уходит его очень много: только «обслуживание» сообщества съедает в среднем больше полутора часов в сутки. Кстати, ровно столько, сколько я требую от студентов уделять античной литературе! Благодаря домашним заданиям, которые студенты сделали за это время, я больше узнал о поколении 17-20-летних, чем можно было и мечтать. А это значит, мне и моим коллегам легче будет упаковывать для них наш материал в дальнейшем, а лично мне – сохранять контакт и на расстоянии. Отрицательная сторона всего этого – личная: за два с половиной месяца в Москве мне не удалось повидаться с некоторыми из самых близких друзей!
- Я вижу, например, что Вы активно пользуетесь таким техническим инструментом Живого Журнала, как «мемориз». В блоге, который Вы ведете под собственным именем, более 9 тысяч записей, а в сообществе anti4ka2007 тоже копятся такие записи, что это за рубрикация?
- Это, наверное, главный полезный ресурс. С одной стороны, это просто роспись всего дневникового поля по ключевым словам. С другой стороны, это указатель имен и для начинающего читателя, и для исследователя. Пока здесь совсем мало записей, но зайдите сюда через месяц другой.
- Ну вот, например, куда ведет ссылка на имя М.Л.Гаспарова?
- Да, это отличный пример! В качестве обязательного чтения студентам предложена, в частности, «Занимательная Греция». Разумеется, кто-то прочитал ее еще до поступления. Таких меньшинство. Но и они, и те, кто раскрывает книгу ученого параллельно чтению Платона или трагиков, размышляют вслух, не только цитируют, но и обмениваются суждениями об авторе. Исследователь нашего времени получает портрет Михаила Леоновича в глазах поколения, которое уже не могло знать его лично. А сами студенты все лучше понимают роль этого выдающегося ученого и переводчика в нашей науке и жизни. Принцип ЖЖ-закладок, однако, не культовый, а рабочий: здесь постепенно окажется каждый цитируемый классик, о котором хоть что-нибудь будут говорить сами студенты, сами участники сообщества. Такой вот индекс цитирования.
- Что за рубрика «фулюганства»?
- Это ссылка на шуточные посты самих участников, на игровые ситуации, которые то и дело возникают. Всякому иногда бывает тошно, а Козьмы Пруткова наша эпоха не дала.
- Расскажите, пожалуйста, коллегам, что такое в Вашем проекте «дневник чтения»? Чем он отличается от конспектов, которые нередко просят приносить на экзамен? Не чувствуют ли себя обделенными те, кто не привык к интернет-дневникам?
- Дневник чтения это сочетание обыкновенного дневника с читательским конспектом, в котором можно производить поиск по темам, ключевым словам, сюжетам и т.п. Преимущество интернет-дневника перед бумажным очевидно: интернет-дневник позволяет с самого начала не только структурировать собственные материалы, но и обсуждать прочитанное с теми, кто разделяет твои интересы, но не разделяет твоих взглядов. Это школа критики. Вот, например, одна из таких дискуссий о переводе: ведь это целое семинарское занятие, возможное только в сети. Да, те, у кого нет доступа в сеть, обделены. Мне стыдно перед студентами, приехавшими издалека в самый большой университет столицы великой державы, где у студентов с так называемой периферии, оказывается, нет элементарных условий для работы. Поэтому первым делом я все-таки читаю домашние работы тех, кто сдает рукописные тексты и сидит в библиотеке. С другой стороны, благодаря сетевым дневникам чтения (по большей части, «подзамочным») мне уже сейчас ясно видно, кому из студентов, скорей всего, вовсе не придется приходить на экзамен: они по заслугам получат свою оценку автоматически, по итогам очевидной регулярной старательной работы и, главное, роста на всем протяжении семестра.
- Пока прошло меньше двух месяцев, и итоги подводить рано. Но всё же можно ли, хотя бы предварительно, говорить о первых результатах Вашего «нового курса»?
- С одной стороны, я стопроцентно уверен, что среди «моих» первокурсников больше прочитавших «Илиаду» и «Одиссею», чем среди тех, с кем тридцать пять лет назад учился я сам. Но как пойдет дело дальше, пока сказать не берусь. Меня очень радует, что один из студентов, правда, не классик, а русист, вызвался разделить со мной роль «смотрителя сообщества». Ведь оно создано для студенческой взаимопомощи.
- Успехов Вам, Гасан Чингизович, и спасибо за интервью!
- Спасибо Вам, Владимир Владимирович!
Беседовал В.В.Файер
Сайт создан в системе
uCoz