События | Люди | Статьи | Форум | Разное | Ссылки | О сайте |
В рамках раздела "Новейшая история" цитирую воспоминания выпускницы филологического факультета о курсе античной литературы, который в 1998/99 учебном году Андрей Александрович Россиус и Алексей Иванович Солопов читали на общем отделении. Оригинал статьи и последующее любопытное обсуждение находятся здесь.
Цитируемые стихи преимущественно опубликованы на сайте филфака. Россиада ))))) Андрей Александрович Россиус… древнегреческая литература… первый семестр первого курса… Так воспоем же лилейнораменного бога Антички, Юного, с лютней златою и томом Гомера под мышкой. Медленно всходит на кафедру Россиус богоподобный, дабы в умы нам излить древнегреческий свет благодатный, И диктофоны сажают с почтеньем свои батарейки, Слушая, как он вещает о Пиндаре или Ахилле. Россиусу посвящено было только нашим курсом * 5 больших од, написанных чем-то вроде гекзаметра * 2 небольшие песни * 1 лирическое стихотворение * несчетное количество стихов и песен, в которых упоминалась античка, но подразумевался Россиус. Большая часть всего этого пылится на сайте филфака МГУ в каком-то из разделов студенческого творчества. На лекциях Россиуса всегда был аншлаг: 9 поточная была забита восторженными первокурсницами, готовыми впитать древнегреческий свет всеми фибрами юных душ. Однако впитывать получалось плохо: Россиус говорил очень тихо. На первой же лекции он написал на доске первую строку из Илиады на древнегреческом. Мы прониклись уважением к этим закорючкам и сохраняли его до начала второго курса, когда начали учить древнегреческий и сами смогли прочесть начало Илиады на языке Гомера. Пока же мы старательно скопировали иероглифы себе в тетрадь. Сейчас, глядя на них, я понимаю, что почерк у Россиуса был плохой… Я копировала закорючки очень старательно, но греческие буквы они напоминают очень смутно. Он целомудренно власть микрофона отринул И, окруженный тремя стенами высокими, стоя В кафедре, будто в коне деревянном, вещает о Трое Глупым и робким студенткам первого курса филфака… Тихая речь Россиуса не раз играла с ним злую шутку. Мало того, что студентки, которым не посчастливилось попасть в левую часть аудитории на первые два ряда (таков был предел слышимости) окружали его выводком разномастных диктофонов и к середине лекции стекались с задних парт, дабы перевернуть кассету, так еще и микрофон, который невероятными путями удалось достать специально для лекций Россиуса, никто из молодых людей не сумел правильно воткнуть! В результате задние ряды любовались микрофоном на фоне возлюбленного Россиуса и ничего, НИЧЕГО не слышали. В ответ на намеки "Говорить погромче", Россиус слегка приблизил голову к микрофону. Стало слышнее! Ликование аудитории было непередаваемо. - Но я не собираюсь всю лекцию целоваться с микрофоном! – флегматично заметил Андрей Александрович и царственно отклонился назад. Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос. Россиус златокудрый на кафедру всходит степенно. Встал, и осклабился тихо, крылатое вымолвил слово: "Вот микрофон; но не стану всю лекцию с ним целоваться". Рек, и на задних рядах у людей растерзалося сердце: Поняли все, что опять суждено ничего им не слышать… Было еще забавное происшествие. По какому-то поводу Россиусу пришлось рассказывать миф о рождении Афродиты по Гесиоду: он менее известен, чем Гомеровский вариант, но, очевидно, древнее. Несчастному, еще довольно молодому Россиусу необходимо было произнести нечто вроде "Кронос оскопил Урана, капли его крови упали в море, море взбило пену, родилась Афродита" перед двумя сотнями девочек 16-18 лет. Россиус долго краснел, мялся, смущался, наконец произнес эту фразу и тут же осознал, что часть зала не знает, что значит слово "оскопил." Те же, кто знали, все равно с удовольствием ждали объяснений. Россиус смутился еще больше. Наконец он подобрал синоним: "Кронос кастрировал Урана… Кровь упала в море, море взбило пену…" Сквозь хихиканье с задних рядов донесся громкий вопрос: "Андрей Александрович, повторите пожалуйста, ЧТО ИМЕННО УПАЛО В МОРЕ???" Мимнермы спрятались, поникли Пиндары, Когда застыли мы от горьких слов: Зачем вы, Ежики, Лисенков любите? К Гомеру вечная у них любовь! Россиус читал лекции, стоя на кафедре. Над его головой, на высоте 3,5 метров красовалась надпись мелом: "Лисенок белоснежный голубоглазый, я тебя очень люблю! Ежик." Каждому, кто видел это сочетание, становилось ясно, что Лисенок – никто иной как Россиус. Мы еще больше в этом уверились, когда спустя какое-то время под первой надписью появилась вторая: "Ежик! "Илиаду" – наизусть. Встретимся на экзамене! Лисенок." Одна загадка мучит меня до сих пор: как эти надписи появились на отвесной стене аудитории на такой высоте?.. Дрыхнет Солопов сладко – Надо ему и от нас отдохнуть! И, лютню убрав аккуратно, С "Илиадою" Россиус может вздремнуть. Фемистоклюс, Алкид, он про вас позабыл: Ему снится, что он – быстроногий Ахилл. Соответственно, личная жизнь любимого препода не могла не интересовать студенток. Не знаю уж, из каких неведомых источников поступала эта информация, но мы все твердо знали, что 1. Россиус женат. 2. Он играет на лютне. 3. У него двое детей. 4. Их зовут Фемистоклюс и Алкид. Последний пункт был сочинен нашей веселой компанией, но я встречала так много девушек, полностью уверенных в том, что это – истина, что и сама, наверное, уже в это поверила… Так же, как лужи поверхность волнуется осенью мрачной, Чавкая, хлюпая слякотью склизкой и многохолодной Под сапогом необорным прохожего или прохожей, Так волновалось в груди у студентов несчастное сердце, Скорбью терзаясь, что отнят препод у них многославный Злобносадистскими кознями совоокой Афины. Россиус читал лекции только половину семестра. Вторую половину читал Солопов – не менее колоритная личность. Забавно, что если в конце первого семестра 75% девушек было влюблено по уши в Россиуса, то к концу первого курса симпатии к Солопову начали перевешивать. Но сперва для части влюбленных отъезд Россиуса в командировку стал личной трагедией. А в результате мы получили римскую литературу прямо после Софокла. Аристофан начался сразу после Горация. Зачем вы загрузили нас? В глуши родимого филфака Мы никогда не знали б вас, Горация не знали б Флакка. От сонного очнувшись мрака, С теченьем времени читать Я б начала Квинтиллиана, Вставала б в универ я рано, В читалке стала б ночевать… Солопов моментально приобрел эпитеты "длиннотельный", "злобноушастый" и "вечноехидный". Он долго рассказывал нам какие-то незначительные географические подробности расположения Карфагена, после чего потряс первокурсниц заявлением: - Я не представляю себе интеллигентного человека, у которого дома на полке не стоит географического атласа древнего мира, и который хотя бы раз в неделю в него не заглядывает. С тех пор я разыскиваю интеллигентного человека. ))) Хочу на него посмотреть. Нет алых роз и траурных лент И не похож на монумент тот том Цицерона, что ты не успел дочитать… Вообще античка на первом курсе была очень серьезным испытанием. Хотя нас предупреждали с первой лекции, что надо начинать читать список, мы, разумеется, проснулись только в ноябре. И начался "первый из массовых забегов в читалку", последний из которых состоялся в середине 5 курса перед экзаменом по критике у Кормилова. Гекзаметр въелся в нашу плоть и кровь… Состояние мозга, заполненного под завязку всякими хитроумными сюжетами и красивыми именами, хорошо передает такой эпизод: Две девушки, сидевшие с 10 утра в читалке, около 7 вечера выходят из женского туалета на первом этаже и о чем-то меланхолично беседуют. Одна из них моет руки в "прихожей" и, продолжая беседовать, вытирает их об вторую. Совершенно машинально. Обе продолжают меланхолично беседовать о "Фарсалии" Лукана… Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос И озарила студентов, уныло у стенок дрожащих – Им предстояло сегодня экзамен сдавать по античке… Самое страшное на экзамене: рассказывать о "Науке любви" Овидия двум молодым симпатичным аспирантам (Файеру и Занемонцу), понимая, что в голове крутится единственная цитата: "Ибо ведь не был всадником Гектор своей Андромахе…" Мое явное смущение доказывало, видимо, что я действительно все прочитала… Первым шел Файер злобородатый в доспехах и шлеме. Много, о, много сей глас поразил в основание сердца Дев филологих, хитроопоясанных, шпорами сильных, Жалости ибо ему не дано было сердцем изведать. Вот он нагнал филологую деву, Гомером ударил, И перестало биться в груди ее нежное сердце. Но за другой уж несется Файер пышнопоножный, Злобный ямб Архилоха ей в очи стрелой посылает… Но не таков Занемонец был доблестный и симпатичный – Грозен он был, но колени девы ему обнимали И, подбородка касаясь, в очи умильно смотрели И обещали ему гекатомбы… И, сердцем смягчаясь, Брал он зачетки десницей, от крови отмытой слезами, ставил отметку и мирно домой отпускал их, счастливых… Что еще радовало нас в античке? Ну конечно же, цитаты. Особенно мы любили Гаспарова и Ярхо, чьи откровения о пользе однополой любви для укрепления государственного строя я уже где-то здесь цитировала. Гаспарову же приписывается и такое определение: "Отношения, обусловленные сексуальными отношениями, или романтические отношения…" В старом издании "Фарсалии" Лукана статья Петровского открывалась информацией о том, что именно эту поэму цитировал Сталин в каком-то из своих трудов. Там же было потрясающее замечание: "Недостаток подножного корма и болезни угрожали войску Помпея." Из Россиуса: "И удавливаться ему совсем не было нужды, потому что его не существовало…" Россиус о Рекамбосе, который, согласно легенде, повесился со всей семьей из-за обличительным ямбов Архилоха. "Сапфо еще и поэтесса вдобавок была..." "Любимые поэты Платона – Гомер и Пиндар, выбивающийся из своей собственной традиции…" Из коллекции Дарьи Анисимовой: "В одиночку оргией не займешься" "Парфенон потребляется в состоянии созерцания" "Вы хоть имена авторов правильно пишите в требованиях, а то тут некоторые пишут: "Цуцерон", "Гамер", а нам искать приходится". - любимые библиотекари 1 ГУМа. Читаем Катулла. Ни шагу назад! И от напряженья колени дрожат. В руках – лишь зачетка, в кармане – Гомера портрет. Ты сдал! You have done it! Ты счастлив и нем, и только немного завидуешь тем, С кем Россиус будет теперь общаться пять лет! [Процитированые оды и песни сочинены (в разном сочетании) мной, Катей Поляковой, Дашей Анисимовой и Антоном Размахниным на далеком первом курсе.] |