В 1989 году в школе №67 появились гимназические классы – одни из первых в Москве. Директор школы Евгений Семенович Топалер был в числе инициаторов гимназического движения России. Важным «гимназическим компонентом» стали спецкурсы, которые проходили после уроков и куда ученики записывались по желанию (но каждый школьник должен был посещать хотя бы один).
Так, наряду с историей религии, философией, церковнославянским языком в качестве спецкурса появилась и латынь. О ней вспомнил выпускник школы Андрей Мороз. Е.С. Топалер очень воодушевился идеей преподавания латыни.
Первым учителем латинского в 67-й школе стала Татьяна Бахтюкова – выпускница классического отделения филфака МГУ 1987 года. В то время она преподавала древнегреческий и латынь на кафедре древних языков на истфаке. Татьяна Вадимовна вела занятия в старших классах, основываясь на материале из учебников Н.А.Федорова, Я.М.Боровского, А.Ч.Козаржевского.
Осенью 1990 года Т. Бахтюкову сменил учившийся на 4 курсе классического отделения Борис Никольский, но спустя несколько месяцев передал «латинские бразды» Алексею Любжину, тогда студенту 5 курса классики. У Алексея Игоревича было две группы старшеклассников, с которыми он занимался два раза в неделю. Преподавание велось по учебнику Н.А. Федорова.
На уроке латыни
В 1993 году школа №67 прошла лицензирование и стала называться гимназия №1567. В 1994 году А.И. Любжин занялся наукой и ушел преподавать в РГГУ. На его место пришла выпускница гимназии, студентка второго курса классического отделения Мария Филиппенко. Она назвала спецкурс «Латинский язык и введение в античную культуру», взяв за основу появившийся к тому времени учебник для школ А.В.Подосинова и Н.И.Щавелевой. В 1999 году М.А.Филиппенко победила на городском конкурсе «Учитель года Москвы».
Сейчас курс латинского языка в гимназии рассчитан на четыре года с 8 по 11 класс. Уроки проходят раз в неделю после основных занятий (продолжительность 60 минут). Латынь – по-прежнему курс по выбору. На него с одинаковым энтузиазмом записываются ученики математических, гуманитарных, физических и химико-биологических классов. Итоговая оценка заносится в аттестат.
Особое внимание на занятиях уделяется античной культуре, связям латыни с другими языками, а также роли латинского языка и античности в современности.
Вертепный спектакль
Важное место занимает интеграция курса с другими дисциплинами. Проводятся совместные уроки: истории (лекции по античной литературе в 5 классах, по древнегреческой поэзии и античному театру у старшеклассников), английской литературы (латынь у Шекспира), английского языка (латинские корни в английских словах) и т.д.
За эти годы в гимназии появились свои «латинские» традиции: каждый год на католическое рождество ученики представляют кукольный вертеп на русском и латинском языках, 15 марта отмечается день гибели Цезаря, а 23 апреля – день основания Рима.
Спектакль на мартовские иды
Мария Александровна Филиппенко, учитель латинского языка гимназии 1567